Проекты МосОРС

Возможности нейропсихологической коррекции

Возможности нейропсихологии в сопровождении пациентов с РС состоят в функциональной и топической диагностике, а также в коррекционном сопровождении.

Функциональные системы головного мозга, обеспечивающие психическую деятельность, имеют многозвенное иерархическое строение. Оно детально описано в нейропсихологии как объект диагностики и разнообразных нормализующих воздействий. Соответствующие положения обобщены в теории системной динамической организации высших психических функций и учении о трех функциональных блоках мозга (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) и находят практическую реализацию в коррекционно-реабилитационной практике.

Что исследует нейропсихология?

Изучая состояние психической деятельности пациента, нейропсихолог описывает нарушения, образующие мишени дальнейшего воздействия, и сохранные функции, образующие компенсационный резерв. Такая диагностика носит функциональный характер и является обязательным этапом работы с обследуемыми любого возраста и нозологической принадлежности. Полученная картина, называемая нейропсихологическим синдромом, ложится в основу рекомендаций по дальнейшему сопровождению.

При большинстве локальных мозговых поражений (сосудистых, опухолевых и пр.) расположение очага практически однозначно определяет степень выраженности и качественные характеристики нейропсихологического синдрома. Эти соображения определяют возможности не только функциональной, но и топической диагностики в нейропсихологии. Востребованность топической нейропсихологической диагностики в целом тем ниже, чем более высокого уровня достигают технологии нейровизуализации.

Между тем, при мягком функциональном неблагополучии мозговых структур и систем, а также при несоответствии картины психических нарушений расположению очага (что зачастую характерно для рассеянного склероза), топическая нейропсихологическая диагностика незаменима. Она позволяет обнаруживать мозговые дисфункции, недоступные нейровизуализации на данном этапе течения заболевания, уточнять прогноз и траекторию дальнейшего сопровождения пациента.

Три стратегии коррекционной работы в нейропсихологии:

  • первая из них представлена тренировкой проблемной функции с последовательным предъявлением к ней все более высоких требований. Примерами могут служить системы упражнений, расширяющих возможности дыхательной саморегуляции, концентрации внимания, координации движений и пр.;
  • вторая стратегия предполагает компенсацию проблемной функции с опорой на сохранные звенья психической деятельности (так, снижение зрительной памяти может быть возмещено путем привлечения возможностей слуховой памяти);
  • третья стратегия – нормализация базовых предпосылок психической деятельности, то есть сбалансированной нейродинамической активации, мотивационных основ деятельности, произвольной саморегуляции, кинетики и пр. Все эти стратегии могут находить равноценное применение в работе с пациентами с рассеянным склерозом, однако в рамках данной программы приоритет имеют первая и третья стратегии.

Говоря языком топики, к основным мишеням нейропсихологической коррекции рассеянного склероза следует отнести модально-неспецифические структуры, относящиеся к первому функциональному блоку мозга (ретикулярная формация, диэнцефально-лимбические структуры, медиобазальные поверхности височной и лобной коры, мозжечок, мозолистое тело) и третьему функциональному блоку (конвекситальные поверхности премоторной и префронтальной коры). Преодоление проблем второго блока также возможно, и для этого существуют особые нейропсихологические средства, но такая работа существенно менее актуальна и специфична для рассеянного склероза.

Нейропсихологическая коррекция

Методически нейропсихологическая коррекция предполагает применение широкого спектра инструментов в диапазоне от дыхательной гимнастики до народной игры, вокала и танца (в зависимости от особенностей состояния пациента). Каждый компонент программы системно взаимосвязан с остальными и обеспечивает достижение сугубо нейропсихологической цели, то есть нормализации психической деятельности с учетом особенностей функционального состояния мозга. Поэтому работа с нейропсихологом не заменяет занятий в рамках кинезиологии, йоги, лечебной физкультуры или, например, арт-терапии, хотя отдельные техники и обнаруживают внешнее сходство.

Помимо традиционных принципов нейропсихологической коррекции, программа предполагает обеспечение субъект-субъектного взаимодействия с пациентом. Такое взаимодействие делает пациента активным участником процесса. Пациент получает не только непосредственный коррекционный эффект, связанный с приобретением новых возможностей, но и опыт рефлексивной работы с собственным состоянием, который можно неограниченно продолжать и расширять за пределами программы. Благодаря этому необходимой составляющей нейропсихологической коррекции становится укрепление направленности самого пациента на осознанное повышение качества жизни.

Описание программы:

Программа начинается индивидуальной нейропсихологической диагностикой каждого участника и анализом медицинской документации на предмет уточнения содержания занятий и учета возможных противопоказаний.

В ходе занятий участникам предоставляются:

  • авторские методические материалы в виде иллюстрированных инструкций по каждому комплексу упражнений, видеоинструктажа, схем ведения дневников и т.д.;
  • обсуждается технология самостоятельного выполнения дома тех комплексов, которые были освоены на занятиях;
  • участники получают подробную информацию о том, как своими силами сконструировать необходимые для занятий принадлежности, избегая материальных затрат и учитывая собственные потребности и предпочтения.

Практический результат имеет непосредственную и перспективную составляющие.

Непосредственная составляющая предполагает нормализацию:

  • тонической и фазической регуляции психической активности, а также произвольной саморегуляции;
  • базовых сенсомоторных взаимодействий (в том числе на межполушарном уровне);
  • равновесия и координации движений.

Перспективная составляющая предполагает формирование:

  • навыков рефлексивного анализа своего физического и психического состояния;
  • осознанного отношения к возможностям преодоления имеющегося дефекта;
  • направленности на активную, систематическую самокоррекцию и взаимодействие со специалистами.

Программа имеет и дополнительные положительные эффекты, — например, расширение сенсорных возможностей, нормализацию мелкой моторики, частичное преодоление спастики и тремора.

В зависимости от индивидуальных особенностей случая, пациент может участвовать в занятиях от 4 до 1 раза в месяц. Более интенсивная работа обладает, большей эффективностью. Менее интенсивная работа возможна в том случае, если пациент малотранспортабелен или далеко живет, но полноценно и систематически выполняет все назначения нейропсихолога дома.

Непосредственный результат участия в программе начинает ощущаться в течение 2-3 месяцев после начала занятий при условии активной работы пациента дома.